Влияние вредных привычек на развитие зубочелюстной системы

Привычки вредные развиваются в результате дефектов воспитания, обучения, безнадзорности, недостатки культуры, наличия заболеваний.
 


Одни вредные привычки могут являться факторами риска возник­новения болезней, другие способствуют их развитию, третьи неизбежно ведут к возникновению стоматологических заболеваний. Предотвращение и устранение вредных привычек является важным звеном в профилактике болезней зубов.
 
Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непро­извольности, автоматизме, что делает сложным их искоренение. Факторы убеждения не всегда эффективны, Второй особенностью является необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек, так как им каких-либо универсальных способов их устранения. Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет длительное время сохранять их.
Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения, как от стоматолога, так и от родителей, воспитателей и др.
 
Вредные привычки (акты), вызывающие зубочелюстные аномалии (В.П. Окушко, 1975):
I. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции):
1) привычка сосания пальцев;
2) привычка сосания и прикусывания губ, щек, предметов;
3) привычка сосания и прикусывания языка.
II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции):
нарушение функции жевания;
неправильное глотание и привычка давления языком на зубы;
ротовое дыхание;
неправильная речевая артикуляция.
III. Зафиксированные позно-тонические рефлексы, определяющие неправильное положение частей тела в покое:
неправильная поза тела и нарушение осанки;
неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.
 
Также я бы хотелось отметить вредные привычки, не вошедшие в данную классификацию:
прикусывание языка, нижней челюсти
привычка грызть ногти, игрушек,
жевательная леность,
 
Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В.П. Окушко дает определение вредных привычек как "часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов; и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка".

Одним из важных факторов, определяющих развитие зубочелюстной системы, являются 
действия мышц челюстно-лицевой области, которые проявляются как во время жевания, глотания, дыхания и речи, так и в состоянии относительного физиологического покоя нижней челюсти. Сохранение миодинамического равновесия между мышцами-антагонистами и синергистами создает условия для нормального развития зубочелюстной системы. Искажение функции жевания в результате изменения миодинамического равновесия мышц-антагонистов и синергистов является мощным этиологическим фактором аномалий положения зубов и челюстей, приводящим к аномалиям прикуса.
Нарушение миодинамического равновесия наблюдается между щечной, жевательной, височной мускулатурой и надподъязычными мышцами. Миодинамическое равновесие может быть нарушено между круговой мышцей рта, подбородочной мышцей и мышцами дна полости рта, а также между последними и жевательной и щечной мускулатурой.
 
 
I. Привычки сосания (зафиксированные двигательные реакции).
I.1. Привычка сосания пальцев.
По данным литературы, чаще других привычек встречается сосание большого пальца руки. Эта привычка развивается в первые месяцы жизни, реже – во время прорезывания зубов и редко позже. Также при рентгенологическом обследовании беременных в некоторых случаях видно сосание большого пальца ребенком на последней стадии внутриутробного развития. 
Эта привычка является следствием повышенной активности сосания и недостаточного грудного вскармливания, хотя чрезмерно длительное кормление грудью или сосание соски также может способствовать возникновению данной привычки.
В зависимости от продолжительности, частоты и интенсивности привычки, способа расположения во рту возникает та или иная зубо-челюстная аномалия.


Следует отметить, что при данной привычке часто возникает дистальное смещение нижней челюсти с уплощением переднего участка нижней зубной дуги, открытый прикус по вертикали и горизонтали.
При сосании указательного пальца, согнутого книзу, может получиться смещение нижней челюсти вперед (вторая форма ложной прогении) или в сторону (перекрестный прикус), если палец вкладывается со стороны угла рта.
Сосание группы пальцев часто приводит к развитию открытого прикуса, при этом язык отодвигается кзади, что затрудняет дыхание и другие функции зубо-челюстной системы.
 
I.2. Привычка сосания и прикусывания губ, щек, языка предметов.
Основой этой привычки является безусловный рефлекс сосания. Эта привычка выражается в сосании или прикусывании нижней или верхней губы, языка, щек, в кусании ногтей, ручки, карандаши и других предметов.
Также отмечается, что неправильное расположение нижней губы (привычка прикусывать ее) вызывает протрузию верхних резцов.
Также отмечается возможность смещения нижней челюсти при неправильном положении головы во время сна, при болях височно-нижнечелюстных суставах. Это в свою очередь способствует возникновению привычки прикусывать нижнюю губу. 


При патологии носоглотки, затрудняющей носовое дыхание дети вынуждены прикусывать 
губу, удерживая тем самым нижнюю челюсть в удобном положении.
Сосание, прикусывание нижней губы или других предметов ведут к развитию прогнатии с протрузией и веерообразным расхождением верхних резцов, дистальному смещению нижней челюсти и задержке развитию переднего участка нижней зубной дуги, уплощению его, сопровождающему скученность нижних резцов.
Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти и тормозит развитие переднего участка верхней зубной дуги, в результате чего развивается ложная прогения (фронтальная).
Прикусывание нижней губы и ротовое дыхание отмечается при патологии носоглотки (например, гипертрофия миндалин, аденоидов) рассматривается как вынужденное действие, с помощью которого легче удерживать нижнюю челюсть в удобном для дыхания положения.
 
 
1.3. Привычка сосания и прикусывания-прокладывания языка.
Из вредных привычек следует обратить внимание на привычку сосать язык или прокладывать его между зубами и прикусывать.
Привычка сосания ил прикусывания языка приводит к резко выраженному открытому прикусу.
При своеобразном прокладывании языка между боковыми зубами с одной или двух сторон наблюдается открытый прикус в боковых участках и нарушение разжевывания пищи.
Закладывание языка на вестибулярную поверхность верхних резцов может вызвать прогению, а удержание его на вестибулярной поверхности передних зубов только одной стороны может обусловить перекрестный прикус.
При увеличении миндалин привычка сосания языка может быть обусловлена как элемент гомеостаза. Удерживая кончик языка между зубами или на вестибулярной поверхности зубов, дети тем самым отодвигают корень языка вперед, расширяя ротоглотку и облегчая дыхание.
 
II. Аномалии функции (зафиксированные неправильно протекающие функции).
Основными функциями зубо-челюстной системы является жевание, глотание и речь, а также в определенных условиях – физиологическое дыхание через рот (при повышенной физической нагрузке).
Жевание, глотание, дыхание, речь – функции жизненно необходимые, но они могут протекать в извращенном виде и, закрепившись, стать привычкой.
 
II.1. Нарушение функции жевания.


Важность нормальной функции жевания для правильного развития зубо-челюстной системы не вызывает сомнений. Возникающее при жевании нагрузке функциональное раздражение является стимулом для правильного роста и развития челюстных и других лицевых костей.
Эффективность жевания снижается при смене зубов и установлении межзубных контактов, но затем жевательная функция восстанавливается, причем при смене резцов и клыков не происходит таких значительных отклонений в функции жевания, как при смене молочных моляров. Однако, в целом жевательная функция остается в пределах, удовлетворяющих нужды организма.
При привычке жевать на одной стороне или передними зубами может привести к формированию перекрестного и мезиального прикусов (Л.В. Ильина-Маркосян, 1959).
 
 
II.1.1. Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.
Глотание – важное звено в приеме пищи. Глотание представляет собой сумму двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам. Центр глотания располагается в продолговатом мозге, на дне IV желудочка. Рядом с центром глотания находятся дыхательный центр и центр, регулирующий сердечную деятельность. Функция этих трех центров взаимосвязана, что выражается в незначительном учащении сердцебиения и торможении возбуждения дыхательного центра, приводящего к рефлекторной остановке дыхания во время глотания. 
Процесс глотания осуществляется следующим образом. После того как пища разжевана и смочена слюной, язык, щеки и губы формируют ее в комок, который укладывается в желобок на спинке языка. В это время губы сомкнуты, нижняя челюсть приведена к верхней до контакта зубов в центральной окклюзии. В этом положении нижняя челюсть удерживается в течение всего процесса глотания. Таким образом, язык оказывается как бы в жесткой полости, способной служить опорой для толчка при перемещении комка в ротоглотку.
Переднее положение языка беззубого младенца может закрепиться и стать причиной неправильного глотания и после прорезывания зубов. Мышцы при этом не приводят нижнюю челюсть до контакта с верхней и кончик языка при глотании упирается в губы и щеки.
Следовательно, при неправильном глотании зубы не сомкнуты, губы и щеки контактируют с языком, в положении рта вместо отрицательного возникает положительное давление. Происходит компенсаторное, дополнительное сокращение мышц, участвующих в глотании, и вовлечение в этот процесс других мышц. Естественно, что все это отражается на формировании челюстей и других костей лицевого скелета.
Клиническим признаком давления языком на зубы считается наличие диастемы и трем, атрофия альвеолярного отростка. 
 
II.1.1.А. Неправильное искусственное вскармливание (Наиболее часто встречающие ошибки).
Часто при искусственном вскармливании пользуются длинной соской, которая занимает весь рот младенца, достигая мягкого неба. Это препятствует правильной функции языка, мягкого неба и мышц глотки. 
  
Кроме того, в соске делают большое отверстие, через которое молоко легко протекает в рот, поэтому энергичное сосание приводит к чрезмерному поступлению молока, ребенок захлебывается и может проглотить молоко только тогда, когда соску уберут изо рта или если излишки молока выльются через углы рта. Вследствие этого преобладают глотательные, а не сосательные движения нижней челюсти, Мышцы челюстно-лицевой области не принимают активного участия в акте сосания. Такое положение может наблюдаться и при грудном вскармливании, когда в груди матери развивается слишком большое давление и ребенок не успевает глотать молоко.
Правильное положение головы ребенка при вскармливании 
играет важную роль в развитии зубочелюстной системы. Кроме того, во время 
искусственного кормления голова ребенка часто располагается неправильно - она запрокинута. Поэтому у детей, находящихся на искусственном вскармливании, задерживается рост нижней челюсти, формируется дистальная окклюзия. Способствуют образованию зубочелюстных аномалий форма и размер соски. Длинная круглая соска изменяет положение языка, нарушает миодинамическое равновесие между жевательной мускулатурой и мышцами языка. Функция круговой мышцы повышена, при пользовании соской щеки вытягиваются.
Естественное вскармливание способствует правильному развитию не только зубочелюстной системы, но и всего организма в целом, так как ребенок получает с молоком матери полноценное питание. Искусственно вскормленный ребенок легче подвержен инфекционным, аллергическим заболеваниям. Поэтому искусственное вскармливание нельзя рассматривать только как неблагоприятный фактор местного действия.
 
II.2. Ротовое дыхание (Затрудненное носовое дыхание).
Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа. Воздушная струя, поступая через носовые отверстия, проникает в средний носовой ход, затем, дугообразно изгибаясь книзу, попадает в 
носоглотку. Путь воздуха идет по извилистым увлажненным слизью ходам. Здесь 
происходят увлажнение, изменение температуры и значительное очищение воздушной струи от взвешенных частиц (пыль, микробы).
При необходимости (усиленная физическая нагрузка, обтурация полости носа) струя воздуха может проходить и через рот.
 
Нарушение носового дыхания приводит к развитию значительного количества зубочелюстных аномалий. Имеются данные, что зубочелюстные аномалии сочетаются с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти заболевания встречаются лишь в 6% (Погодина А.А., 1955). Имеются сведения (Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М. и др., 1987) о том, что искривление носовой перегородки, гипертрофия нижних носовых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глотки и небноглоточные миндалины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (60%) являются механическими препятствиями для носового дыхания. Однако многие дети (до 39%) с зубочелюстными аномалиями дышат через рот при свободной проходимости носовых путей (Watson, Warren., Fischer, 1968). 
 
Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:
пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);
наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.);
привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.
Причиной возникновения аномалий могут быть аллергические реакции, появляющиеся в носоглотке. Установлено их влияние на развитие носолобных дуг и области верхних носовых ходов, в результате чего сужается верхняя челюсть, отмечается протрузия верхних зубов, нижняя ретрогения.
А.А. Погодина также считает, что гипертрофия небных миндалин, аденоиды нижних носовых 
раковин приводят к зубочелюстным аномалиям. У таких детей формируется дистальная 
окклюзия зубных рядов и вертикальная резцовая дизокклюзия.
Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и рассматривается как причина расстройства умственного и физического развития (Л.М. Демнер, Ф.Ф. Маннанова). Нарушение психического развития в сочетании с общей слабостью бледностью, пониженной резистетностью к инфекции является клинической характеристикой детей с аденоидными разрастаниями в носоглотке, затрудняющими носовое дыхание.
 
Механизм возникновения аномалий у детей с нарушением носового дыхания изучала и М.М. Ванкевич, которая обнаружила, что при ротовом дыхании изменяется миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов. Изменяется также положение языка, повышается активность жевательных и щечных мышц, что приводит к формированию вертикальной резцовой дизокклюзии.
Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка. 
При нормальном носовом дыхании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхности передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании он как бы распластывается на дне полости рта. Вследствие отставания нервно-мышечного развития органов полости рта развивается глоссоптоз. Верхняя зубная дуга под действием щечной и жевательной мускулатуры суживается с боков. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Создавшееся отрицательное давление в полости носа способствует формированию высокого («готического») неба. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, глоссоптоз способствуют смещению нижней челюсти назад. В силу названных причин у детей с ротовым дыханием чаще всего развивается дистальный прикус (дистальная окклюзия) с глубоким резцовым перекрытием. Если язык прокладывается между зубными рядами, развивается, как правило, открытый прикус.
Исходя из вышеизложенного, нормализация носового дыхания является задачей первостепенной важности. Ее необходимо решать вместе с оториноларингологами.
 
III.1. Неправильная поза тела и нарушение осанки.
III.1.1. Неправильное положение при сне (Атипичная привычка спать).
Привычка спать с запрокинутой головой сопровождается длительным смещением челюсти назад, что способствует формированию дистальной окклюзии. Привычка спать с низко 


опущенной на грудь головой сопровождается смещением нижней челюсти и 
формированием мезиальной окклюзии.
Привычка спать в одной позе - на спине, животе, на боку, а также с подложенной под щеку рукой - способствует несимметричному разви­тию челюстей, сужению или смещению нижней челюсти.
Положение головы ребенка впереди вертикальной оси туловища приводит к аномалиям прикуса, в то время как при правильном осанке голова и туловище находятся на одной вертикали.
 
III.1.2. Неправильное положение туловища.
Неправильное положение туловища в положении сидя, поддерживание головы ладонями или упор подбородком на твердый предмет приводят к зубочелюстных аномалиям.
 

>

Источник: stomfak.ru

  • Исправление прикуса в Минске
  • Исправление у детей неправильного прикуса, первый визит к ортодонту
  • Перелом верхней челюсти: причины, виды, лечение
  • Металлокерамика или реставрация зубов ?
  • Современные ортопедические материалы для протезирования зубов
  • Кариес дети зуб воспаление молочніе зубы бактерии
  • Кюретаж пародонтальных карманов: особенности процедуры и ее разновидности
  • Современная стоматология эффективные технологии надежность профессионализм технические новшества абсолютную безболезненность лечения
  • Детские зубы стоматолог молочные зубы
  Яндекс.Метрика