Закись азота-кислородная седация в детской и взрослой стоматологии

Е.В. НЕБОЛЬСИНА,
Н.Г. КЛЕБАНОВА,
В.Л. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
Детская стоматологическая клиника  «Дентал фэнтези»

Для оказания высококаче­ственной стоматологической помощи детям необходимо соз­дать условия, при которых ре­бенок чувствует себя спокойно и комфортно. Тревога и страх препятствуют работе врача-стоматолога и часто делают ее невозможной.

К сожалению, в нашей стране до сих пор распространена практика лечения детей против их воли. Это затрудняет проведение адекватной диагностики и сужает выбор мето­дик лечения и материалов. Лечение детей, которые хорошо себя ведут, тоже может обернуться проблемой. Многие детские стоматологи стал­кивались с ситуацией, когда ребе­нок легко позволяет лечить зубы в первые посещения, а в очередной раз закрывает рот и не дает завер­шить запланированное.

С появлением современных технологий седации стоматологи могут обеспечить по-настоящему бесстрессовое лечение своим па­циентам. Под седацией понимают минимальное угнетение сознания, при котором сохраняются защитные рефлексы, способность к самостоя­тельному дыханию и вербальному контакту. Выбор седативного препа­рата в детской практике во многом зависит от опыта врача и техниче­ской оснащенности клиники.

На Западе наиболее часто в дет­ской стоматологии используется закись азота-кислородная седация (ЗАКС). Закись азота – это инерт­ный газ, с едва уловимым слад­коватым запахом, в смеси с кис­лородом он обеспечивает самую безопасную и безвредную для па­циента седацию. В стоматологии регулярное использование ЗАКС проводится с 1948 года, а в насто­ящее время в 80% случаев у детей применяется именно этот тип се­дативного воздействия.

Подача закиси азота осущест­вляется с помощью специального оборудования. Аппарат представ­ляет собой ротаметр, позволяю­щий регулировать соотношение газов в смеси, резервный мешок, дыхательный контур с носовой ма­ской и источник газов (баллоны или система). Выдыхаемые паци­ентом газы эвакуируются высоко­скоростным отсосом.

Показаниями для использо­вания ЗАКС в детской практике являются:

1. Необходимость снятия уме­ренного страха перед стоматоло­гическим вмешательством у ребен­ка, способного к сотрудничеству. Обычно это дети старше трех лет.

2. Первое лечение у стомато­лога, что позволяет сформировать стереотип «нестрашного лечения».

3. Повышенный рвотный реф­лекс.

4. Травматичные вмешательства (местная анестезия, удаление, пре­парирование кариозной полости).

5. Длительное лечение.

Противопоказаниями к ЗАК седации являются:

1. Сильный страх у ребенка по­сле полученного негативного опы­та лечения у стоматолога и неже­лание идти на контакт с врачом.

2. Слишком ранний возраст ре­бенка, когда он не готов к сотруд­ничеству.

3. Психические заболевания и интеллектуальные нарушения, когда с ребенком нельзя договориться.

4. Нарушенное носовое дыха­ние (аденоиды, ОРВИ), когда ребе­нок будет дышать ртом и не сможет пользоваться носовой маской.

5. Переполненный желудок, так как возможно возникновение тош­ноты и рвоты. Последний прием пищи должен быть осуществлен за два часа до начала седативного воздействия.

6. Гипервозбудимость, посколь­ку есть вероятность возникновения парадоксальной реакции на седа­цию. Обладая определенным опы­том, врач, анализируя поведение ребенка во время консультации, мо­жет прогнозировать, какое воздей­ствие окажет ЗАКС на пациента.

Важно помнить, что успешное применение ЗАКС возможно только в сочетании с применением техники управления поведением. В игровой форме происходит примерка маски, и врач объясняет ребенку в доступ­ной форме, что с ним будет проис­ходить. Важно получить доброволь­ное согласие пациента на то, чтобы он надел маску, – это первая состав­ляющая успеха. В детской практике применяются ароматизированные маски, что делает выбор и саму про­цедуру более приятными.

Введение в состояние седации начинается с подачи 100% кис­лорода со скоростью 4-6 л/мин и постепенного добавления закиси азота. Допустимая концентрация закиси азота составляет 70%. Наи­более оптимальное соотношение, при котором можно проводить за­планированное лечение, это 30% закиси азота и 70% кислорода. Однако регулировка концентрации закиси азота зависит от эффекта, и в каждом случае это индивидуаль­ный показатель, который фиксиру­ется в карте.

После начала ингаляции кровь насыщается газом за 5-7 минут. Закись азота растворяется в сыво­ротке, при этом никакой биотранс­формации не происходит, то есть как только ингаляция прекращает­ся, газ выводится легкими полно­стью в неизмененном виде. Отли­чительной особенностью ЗАКС, в отличие от других седативных пре­паратов, является быстрое насту­пление седации и отсутствие сле­дового эффекта, она полностью элиминируется из организма в те­чение 5-10 минут вдыхания 100% кислорода.

Эффект обусловлен неспеци­фическим угнетением ЦНС. Ком­фортное, расслабленное состоя­ние; приятное настроение; мягкие, раскованные, заторможенные движения тела; отсутствие сопро­тивления; углубленное дыхание; снижение двигательной актив­ности глаз, легко фиксируемый взгляд; сниженное восприятие зву­ка – все это является симптома­ми седации. Пациент может быть дезориентирован и легко подда­ваться внушению. Для проведения самых неприятных процедур, даже болезненных, таких как удаление зуба с диагнозом «периодонтит», возможно временное повышение концентрации закиси азота до 50%. Закись азота обладает анальгети­ческим эффектом и потенцирует действие местных анестетиков. Даже если ребенок испугался, по­чувствовал неприятные ощущения, после окончания манипуляции он быстро успокаивается и дает воз­можность спокойно продолжить лечение. Применение ЗАКС позво­ляет проводить сложное лечение, например, лечение пульпитов, с по­следующим восстановлением ком­позиционными материалами или стандартными коронками в одно посещение. Завершение работы необходимо проводить на следах закиси азота. Выход из состояния седации должен быть плавным и завершаться ингаляцией 100% кислородом в течение 5-10 минут. В это время доктор может общать­ся с ребенком, закрепляя у него по­ложительные впечатления от посе­щения клиники.

Применение ЗАКС существенно облегчает процесс прохождения лечения как ребенку, так и врачу-стоматологу. У детей формируется позитивное отношение к стомато­логическому приему, что приви­вает им культуру стоматологиче­ского здоровья. А перед детским стоматологом открываются новые перспективы проведения более ка­чественного, объемного, спокойно протекающего лечения!

Приглашаем посетить наш стенд K60.2 зал 5 на выставке «Стоматологический салон–2010», которая состоится 26-29 апреля 2010 года в выставочном центре «Крокус Экспо»

 

 


>

Источник: www.dentoday.ru

  • Стоматологическая установка Ancar 150
  • Микростомия. Этиопатогенез. Особенности протезирования больных
  • Зубные коронки
  • Средства для ухода за зубными протезами
  • Этапы протезирования зубными коронками
  • Стоматологический клинический учебный центр «БиоСан ТМС»
  • Фантастическое зрелище – на Арбате изва(л)яли дураков
  • Виды зубных коронок
  • Семинар проф. Питера ван Хердена «Damon System: интегрированный подход в применении различных компонентов системы»
  • Пломбирование каналов зуба гуттаперчей
  Яндекс.Метрика