История развития детской стоматологической службы в России

Детская стоматология — наиболее молодая отрасль стоматологии и как наука возникла не сразу. Ее развитию и становлению способствовало накопление знаний по стоматологии в России, изучение наследия выдающихся врачей нашей страны, других стран, а также врачей и целителей античного мира.

Гиппократ (460—372 гг. до н. э.) описал клинику прорезывания зубов в главе «Ое йепШопе» известной книги афоризмов: он отметил, что в период прорезывания зубов наблюдается зуд в области десен, лихорадка, понос, особенно это бывает у детей со склонностью к запорам.

Один из создателей русской медицинской терминологии А.А.Максимович-Амбодик в своем труде «Искусство повивания или наука о бабичьем деле» изложил вопросы детской стоматологии, а именно: много полезной информации по гигиене полости рта ребенка, описание заболеваний зубов и слизистой оболочки полости рта.

Н.Тимофеев разрабатывал подходы к хирургическому лечению заячьей губы у детей. Им было проведено много успешных для того времени операций.

Иван Федорович Буш — русский хирург, один из основоположников отечественной травматологии, академик Медико-хирургической академии в Петербурге, выпустил в 1807 году «Руководство к преподаванию хирургии», в этом труде изложил причины неправильного прорезывания зубов, виды аномалий, методы их устранения.

В 1829 году вышла в свет книга штаб-лекаря А.М.Соболева «Дентистика или зубное искусство лечения с приложением детской гигиены» — один из первых оригинальных трудов по зубоврачеванию на русском языке, в котором было уделено большое внимание вопросам детской стоматологии. Автор сообщал, «как содержать детей с самого рождения, дабы соблюсти их здоровье и сохранить зубы от порчи», предложил классификацию аномалий прикуса, их лечение.

Николай Петрович Гундобин (1860-1908) — выдающийся русский врач-педиатр, в руководстве «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) уделил значительное внимание прорезыванию зубов у детей, стоматологическим заболеваниям и гигиене, а также профилактике этих заболеваний.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - великий отечественный врач, хирург и ученый, педагог и общественный деятель, один из основоположников хирургической анатомии, экспериментального направления в хирургии, производил пластические операции на лице у детей, в том числе хейлопластику.

Михаил Михайлович Чемоданов (1856-1908) - известный русский врач-стоматолог. Ему принадлежит ряд работ по вопросам лечения зубов. Им была разработана методика и показания к применению ампутационного метода лечения пульпита, доказано, что физиологическая резорбция корней при этом не нарушается. М.М.Чемоданов посвятил много сил развитию научной стоматологии, принял участие в организации Московского одонтологического общества, несколько лет редактировал журнал «Одонтологическое обозрение».

Основоположником детского зубоврачевания в России по праву можно считать Александра Карловича Лимберга (1856-1906). А.К.Лимберг— первый русский профессор стоматологии. В 1881 году он окончил Медико-хирургическую академию, с 1900 года заведовал кафедрой зубных болезней при Петербургском женском медицинском институте, в 1883 году основал Петербургское общество дантистов и врачей. В 1886 году Лимбергом была организована первая в России бесплатная школьная зубоврачебная амбулатория. Выступая на заседании Российского общества народного здравия 12.03.1889 г. с докладом «О зубах учащихся и организации зубоврачебной помощи в школах», А.КЛимберг указал: «Деятельность зубных врачей не должна ограничиваться пломбированием и выдергиванием больных и вставлением искусственных зубов. Необходима профилактика и диетика».

На IВсероссийском съезде зубных врачей, дантистов, состоявшемся в 1896 году, комиссия под руководством А.К.Лимберга разработала проект организации зубоврачебной помощи детям, в котором была заложена основа плановой санации полости рта учащихся. Основываясь на пятилетнем опыте работы, он сделал вывод, что школьные зубоврачебные амбулатории приносили огромную пользу, и констатировал снижение удаления зубов при санации.

Детская стоматологическая помощь в царской России как отдельная дисциплина не существовала.

Но данным В.А.Дубровина, заведующего первой зубоврачебной школьной амбулаторией, 95,4% обследованных детей (исследования проводились в 1903 году) нуждались в лечении зубов.

В мае 1918 года был издан декрет о создании Народного комиссариата здравоохранения, включающего в себя и зубоврачебную подсекцию, которую возглавил Павел Георгиевич Дауге. П.Г.Дауге окончил зубоврачебную школу, Берлинский зубоврачебный институт, по его инициативе был создан Государственный научно-практический институт зубоврачевания, где он с 1928 по 1931 годы был профессором. Организовал журнал «Одонтология и стоматология» (1923), являлся членом Международной академии зубоврачевания Вашингтона.

В 1922 году был опубликован первый труд П.Г.Дауге по стоматологии детского возраста в «Вестнике государственного зубоврачевания» под названием «Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФСР». В этом же году в Бюллетене народного комиссариата здравоохранения была напечатана «Инструкция зубоврачебной секции лечебного отдела Наркомздрава о проведении санации зубной системы у детей».

На IВсероссийском одонтологическом съезде (1923) с интересным докладом выступил немецкий профессор Адольф Канторович — «О санации полости рта у

детей».

По состоянию на 1919 год в Москве насчитывалось 8 специализированных кабинетов, где производилось лечение зубов у детей, организованное детское население было взято на учет для проведения плановой санации.

На IIВсесоюзном одонтологическом съезде (1925) предусматривалось следующее: «Перспективный строительный план государственной зубоврачебной помощи должен базироваться на трех основных проблемах, а именно: на широком профилактическом охвате подрастающего поколения с перенесением центра тяжести в область систематической санации полости рта подрастающего поколения...». Съезд приветствовал введение в целом ряде губерний и городов школьно-профилактических зубных амбулаторий, проводящих санацию полости рта. В дальнейшем Съезд считал необходимым расширение профилактической работы, направленной как на возраст младенческий, так и дошкольный.

На IIIВсесоюзном одонтологическом съезде (1928) вновь были заслушаны доклады о профилактике стоматологических заболеваний среди школьников. При этом более подробно обсуждались вопросы значения одонтогенных очагов инфекции в развитии очагово-обусловленных состояний и заболеваний.

Большой вклад в создание и развитие детской стоматологии в период ее становления внес наряду с другими видными учеными нашей страны и Николай Иванович Агапов — основатель кафедры стоматологии в Иркутском (1921), Рос-товском-на-Дону (1929) университетах. Он организовывал курсы переквалификации зубных врачей, зубных врачей-протезистов и стоматологов (1935), опубликовал 63 работы, многие из которых составной частью вошли в его учебное издание «Клиническая стоматология детского возраста». Н.И.Агапов научно обосновал метод плановой профилактической санации полости рта. Автор доказал, что под санацией полости рта нужно понимать оздоровление не только постоянных, но и молочных зубов и даже предупреждение образования аномальных прикусов.

Николай Александрович Семашко (1874-1949) — один из организаторов отечественного здравоохранения, академик Академии Медицинских Наук так высказывался о задачах стоматологии: «Задача стоматологии — начинать оздоровление с детского возраста, здоровая полость рта ребенка является предпосылкой здоровья взрослого человека».

Различные вопросы детской стоматологии нашли отражение в трудах академика Александра Ивановича Евдокимова — заведующего кафедрой стоматологии в ЦИУ (1930-1932), в Воронеже, во 2-м ММИ, он возглавлял кафедру хирургической стоматологии ММСИ. Ему принадлежит мысль о плановой стоматологической санации (диспансеризации) детского и взрослого населения. Плановая санация полости рта у детей перешла в качественно новую форму — диспансеризацию детей со стоматологическими заболеваниями, вопросы которой широко разрабатывались в нашей стране Тамарой Федоровной Виноградовой, долгое время заведовавшей кафедрой стоматологии детского возраста в ЦОЛИУВе, предложившей подразделение детей в разные группы по степени активности течения кариозного процесса; издавшей учебное пособие по стоматологии детского возраста. Т.Ф.Виноградова — автор многих научных трудов, ей принадлежат монографии и труды: «Диспансеризация детей у стоматолога», «Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей», «Заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта у детей» и др.

Важный вклад вдело развития детской стоматологии внесли также Е.И.Платонов и его ученики, И.О.Новик, ТТ.Школяр, Б.Н.Бынин, А.И.Бетельман, Д.А.Калвелис, Л.В.Ильина-Маркосян, Л.С.Хургина, М.Д.Дубов и др.

В 1963 году была организована первая в нашей стране кафедра стоматологии детского возраста в Московском медицинском стоматологическом институте, которую возглавил профессор Александр Александрович Колесов. В 1996 году исполнилось 75 лет со дня рождения этого видного деятеля отечественной стоматологии и свыше 45 лет научной, практической деятельности этого ученого и профессора.

Нелегкой была судьба А.А.Колесова: им было пройдено 3 войны, но тяга к знаниям и талант позволили ему достичь многого в науке: помимо многочисленных работ по клиническому течению различных видов опухолей, методикам их лечения, А.А.Колесов при поддержке А.И.Евдокимова создал первую в стране кафедру детской стоматологии, на которой было объединено преподавание всех стоматологических дисциплин детского профиля: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология, ортопедическая стоматология, ортодонтия. Кафедрой разработаны учебный план и программа преподавания детской стоматологии в стоматологическом институте и на стоматологических факультетах медицинских Высших учебных заведений. Таким образом, кафедра детской стоматологии ММСИ им. Н.А.Семашко явилась организационным, научно-методическим центром развития новой дисциплины, которая быстро развивалась.

А.А.Колесов ряд лет возглавлял секцию детской стоматологии в Центральной Проблемной методической комиссии Главного управления учебных заведений Минздрава СССР. Возглавляемый им коллектив создал первый в стране учебник по стоматологии детского возраста (1970).

В настоящее время кафедры и курсы стоматологии детского возраста созданы во многих институтах усовершенствования врачей. В Москве была организована первая кафедра стоматологии детского возраста (заведующая кафедрой профессор Т.Ф.Виноградова), в настоящее время — доц. Н.В.Морозова.

В 1968 году состоялся VВсесоюзный съезд стоматологов, его тематика была посвящена состоянию и путям дальнейшего развития детской стоматологии — разработке программ, средств и методов профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Были обсуждены вопросы организации стоматологической помощи детям, профилактики и лечения стоматологических заболеваний у детей, дальнейшее направление научных исследований по терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии детского возраста.

В мае 1975 года в Ленинграде состоялся VIВсесоюзный съезд стоматологов, на котором обсуждались проблемы заболеваний пародонта, съезд принял классификацию заболеваний пародонта у детей, разработанную кафедрой стоматологии детского возраста ЦОЛИУВ (Т.Ф.Виноградова) и одобрил организационные формы в диспансеризации детей с различными заболеваниями пародонта в специализированном пародонтологическом кабинете.

В январе 1976 года в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание по высшему стоматологическому образованию. Это совещание обсудило главную задачу современной стоматологии — повышение качества подготовки стоматологов. Рекомендации совещания в равной степени были направлены на дальнейшее совершенствование подготовки детских стоматологов и укрепление детской стоматологической службы.

VIIВсесоюзный съезда стоматологов (1981 год в Ташкенте) был тематическим и посвящен развитию ортопедической и хирургической стоматологии. Однако вопросы детской стоматологии продолжали стоять в центре внимания этого съезда. В рекомендациях VIIСъезда было записано: просить Министерство здравоохранения СССР ввести в номенклатуру врачебных специальностей специальность «врач-стоматолог детский». В соответствии с этими рекомендациями, опираясь на конкретные достижения в вопросах организации службы, запланированы научные разработки по профилактике стоматологических заболеваний у детей, использованию эффективных методов планового лечения заболеваний зубов, аномалий прикуса, заболеваний краевого пародонта, одонтогенных воспалительных процессов, опухолей, травм, пороков развития лица и челюстей и т. д.

Министерством здравоохранения СССР был издан приказ №670 от 12 июня 1984 «Об улучшении стоматологической помощи населению», согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей была введена специальность «стоматолог детский».

В соответствии с этим приказом утверждено Положение о детском стоматологе, введена интернатура по детской стоматологии, а также инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответствие занимаемой должности и на врачебную категорию.

Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР (№ 309-Л от 24 марта 1980 года) «О назначении внештатного главного детского стоматолога МЗ СССР» в целях улучшения организации медицинской помощи по стоматологическим заболеваниям детям был назначен Главный детский стоматолог Министерства здравоохранения СССР и приказами союзных республик (стран СНГ) - внештатные главные детские стоматологи министерств здравоохранения этих стран.

Детская стоматология в России прошла путь развития от отдельных врачей, ведущих прием детского населения, до самостоятельных детских стоматологических поликлиник со всеми видами специализированной стоматологической помощи, самостоятельных кафедр стоматологии детского возраста в медицинских институтах и институтах усовершенствования врачей.

Постепенно происходило изменение стратегии оказания помощи детям от лечения по обращаемости через плановую санацию к диспансеризации.

 

>

Источник: stomfak.ru

  • Внутренние брекеты: виды и особенности
  • Вся правда про цены на стоматологические услуги
  • Как выбрать подходящую брекет систему
  • Применение сиропа солодкового корня в лечении герпетического стоматита у детей
  • Все самое важное про лечение зубов, цены
  • Повышенная чувствительность (гиперестезия) зубов
  • Чем лечить зубную боль?
  • Асонор (Аsonor)
  • Абрикосы исцеляют организм
  • Аномалии величины челюстей
  Яндекс.Метрика