взгляды создания ортодонтической поддержки

 распространенность зубочелюстных отклонений у дитяти и подростков, высокий объем профилактических и лечебных мероприятий по ортодонтии требует нужда органзации стоматологической содействия, при какой-нибудь любой бедствующий в ней возможно заработать нужный комплекс лечебных мероприятий.
создание произведения в ортодонтическом кабинете или отделе-нии. ортодонтическое отделение или кабинет оснащают обору-дованием, инструментарием и другими изделиями индивидуального пользования (из расчета на одну врачебную должность), а также оборудованием, инструментарием и другими издели¬ями для коллективного пользования. рабочее место врача должно быть оборудовано с учетом эргономики, т. е. такой системы движения врача по кабинету, при которой затраты физических сил и времени наименьшие.
предусматривают место для хранения диагностических моделей челюстей больных, находящихся на лечении, и рентгеновских снимков (телерентгенограммы головы, ортопантомо-граммы челюстей и др.).
объем лечебно-профилактических мероприятий для детско¬го населения, прикрепленного к поликлинике, планируемый на год, должен соответствовать реальным возможностям всех звеньев лечебного учреждения, включая зуботехническую лабораторию. в комплекс лечебной помощи больным с зубоче-люстными аномалиями включаются следующие мероприятия:
профилактика, аппаратурное ортодонтическое, хирургическое, терапевтическое и протетическое лечение, физиотерапия, миотерапия, логопедическое обучение, помощь оториноларин-гологов, психоневрологов и других специалистов.
при составлении плана работы ортодонтического отделения необходимо:
1) уточнить потребности в ортодонтической помощи раз¬личных возрастных групп детского населения;
2) определить объем всех видов специализированной помо¬щи при лечении ортодонтического больного;
3) изыскать штатные и материальные резервы и эффективно использовать их;
4) применять новые организационные формы работы, на¬учной организации труда (нот), системы учета, анализа и планирования, определения затрат рабочего времени ортодонта и обслуживающего персонала. осуществление этих мер обеспечивает плановую рациональную систему оказания ортодонтической помощи детскому и подростковому населению.
должны быть определены задачи и функции каждого сотруд¬ника поликлиники соответственно уровню его квалификации и объема работы. их излагают в инструкциях для заведующего ортодонтическим отделением, ортодонта, медицинской сестры ортодонтического отделения. учитывая, что экстенсивное раз¬витие ортодонтической службы небеспредельно, необходимо наряду с увеличением штатов ортодонтов изыскивать и реали¬зовывать интенсивные способы развития этого вида помощи. положительные результаты могут быть достигнуты при внедрении нот в работу как ортодонтических подразделений, так и всей поликлиники. хронометраж позволяет установить, что 87% рабочего времени ортодонт затрачивает на основную работу (прием больных, ведение истории болезни, консультации, беседы с родителями), а остальные 13% — на вспомогательную (работа с зубным техником, архивом, служебные разговоры, конференции, совещания и т. д). использовать резервы времени, сократить его потери, организовать ритмичную работу отделения можно при четкой взаимосвязанной работе персо¬нала поликлиники.
рациональное использование времени врача зависит от сте¬пени привлечения медицинской сестры к участию в лечебной работе. для освобождения медицинских сестер от подготовительной работы целесообразно иметь штатные должности обслуживающего персонала без медицинского образования (дис¬петчеры) из расчета одна должность на 3 должности ортодонтов. вызов больных открыткой или по телефону в поликлинику осуществляется через диспетчера отделения и регистратуру поликлиники, вызов больных в кабинет — с помощью микрофонной связи.
количество посещений больными врача в утренние часы и летние месяцы ниже нормы, что объясняется спецификой работы с детским и подростковым контингентом. это снижает годовую нагрузку ортодонта. графики работы рекомендуется составлять с учетом закономерности обращения больных, т. е. планировать максимальное число ортодонтов в часы и дни, наиболее удобные для населения.
облегчают работу штампы-клише, готовые рецепты, бланки для регистрации результатов обследования детей и др. целесо¬образно применять учетную форму по ортодонтии, позволяющую провести количественный и качественный анализ показателей работы как отдельных врачей, так и всего ортодонтического отделения. форма «учет работы ортодонта» позволяет вести учет больных, явившихся на прием для получения ортодонтической и зубопротезной помощи, рассчитать среднее число посещений за период лечения, сравнить число больных, принятых на лечение и окончивших его в течение месяца.
планирование помощи в зависимости от степени трудности ортодонтического лечения и оценка эффективности работы орто-донта. оценку эффективности работы ортодонта проводят по следующим количественным показателям:
1) трудовые единицы;
2) число больных, принятых в течение 1 ч, 1 рабочего дня, 1 мес, 1 года;
3) число больных, у которых ортодонтическое лечение за¬кончено;
4) число детей, находящихся под наблюдением в каждой диспансерной группе, и их перемещение из одной груп¬пы в другую.
затраты времени ортодонта на одного больного составляют в среднем 24±0,7 мин, а средняя нагрузка на один рабочий день при шестидневной рабочей неделе 12,5 посещения, при пятидневной — 15 посещений. в течение рабочего для ортодонт должен выполнить 15 трудовых единиц при шестидневной рабочей неделе или 18 при пятидневной. для оценки качественных показателей работы ортодонта и ортодонтического отделения в целом учи¬тывают число принятых больных с различными нозологичес¬кими формами зубочелюстных аномалий, длительность и эффективность их лечения.
учет зубочелюстных аномалий по нозологическим формам недостаточен для выбора плана лечения, оценки достигнутых и прогнозирования отдаленных результатов, поскольку для больных, в том числе с одинаковыми заболеваниями, требуются различная продолжительность лечения, разный объем мероприятий, что в значительной мере зависит от учета степени выраженности морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстной системе и трудности их устранения. метод определения степени трудности ортодонтического лече¬ния в баллах (по зиберту—малыгину) позволяет отразить многообразие клинических проявлений зубочелюстных аномалий в количественной форме, определить объем лечебных мероприятий, сопоставить особенности лечения различных аномалий прикуса, оценить результаты и эффективность при¬мененных методов лечения. это в свою очередь способствует решению вопросов организации и планирования ортодонтической помощи.
установлено, что наибольшее число составляют больные с зубочелюстными аномалиями, которым необходимо ортодон-тическое лечение i степени трудности (лечение простое до 27 баллов), в 3 раза меньше — ii степени (лечение средней труд¬ности 28—40 баллов), в 10 раз меньше — шстепени (лечение трудное 41—54 балла) и 0,3% — iv степени (лечение очень трудное — 55 баллов и более). статистический анализ варьи¬руемых величин подтверждает правомерность суммарного изучения зубочелюстных аномалий в зависимости от степени выраженности морфологических и функциональных наруше¬ний и трудности их устранения. с помощью регрессивного анализа ю. м. малыгиным и а. м. белым (1975) математически рассчитано количество планируемых посещений больными врача, длительность лечения и затраты трудовых единиц в зависимости от степени его трудности

определив степень трудности лечения, врач в зависимости от конкретного количества баллов определяет по табл. 1.1 сред¬нюю продолжительность лечения, количество необходимых посещений больным врача и требующихся трудовых единиц. например, у больного ii степень трудности лечения (35 баллов). по таблице находят, что для лечения требуется 20 мес, 39 посещений больным врача и затрата 48 трудовых единиц.
и. в. токаревич обобщил данные о продолжительности ле¬чения дистального прикуса с протрузией передних зубов вер¬хней челюсти, о количестве посещений больным врача и затраченных в процессе лечения трудовых единиц в зависимости от возраста пациентов, выраженности морфологических и функциональных нарушений и трудности их устранения. про¬гнозированные данные совпадали с фактическими при лечении дистального прикуса ортодонтическими аппаратами, правиль¬ность методики малыгина—белого была подтверждена. при ком¬плексном лечении после предварительного удаления отдель¬ных зубов по ортодонтическим показаниям автор установил, что фактические величины меньше планируемых: по продолжительности лечения на 8,06±0,99 мес, по объему лечебных ме-роприятий — на 14,73±1,41 посещения больным врача и на 14,05±1,83 трудовой единицы, затраченной на лечение (табл. 1.2).
для сравнения количественных характеристик автор произ¬вел перерасчет продолжительности комплексного лечения и объема мероприятий на 1 балл трудности лечения. продолжи¬тельность лечения комплексным методом оказалась меньше на 0,18±0,036 мес, объем мероприятий — меньше на 0,23±0,05б посещения больным врача и на 0,2±0,072 трудовой единицы. полученные данные подтвердили мнение ф. я. хорошилкиной (1970) и ю. м. малыгина (1976), что применение комплекс¬ных методов лечения дистального прикуса сокращает его сроки. и. в. токаревич учел также возраст пациента, оказывающий, по его данным, отрицательное корреляционное влияние на размеры изученных параметров. автор подтвердил целесообраз-ность применения таблиц для прогнозирования длительности
лечения и объема мероприятий для планирования не только ортодонтического, но и комплексного лечения. следует про-должить разработку соответствующих таблиц и для других нозологических форм зубочелюстных аномалий.
организация работы в зуботехяической ортодонтической ла¬боратории. работа ортодонтического кабинета или отделения и зуботехнической лаборатории взаимосвязана. от оперативности
и качества работы зубных техников зависят эффективность работы ортодонтического отделения и плановость приема больных. бесперебойная работа лаборатории является важнейшим оце¬ночным показателем качества ее организации. учет работы каждого зубного техника позволяет старшему технику своевременно анализировать данные о загруженности сотрудников и всей лаборатории. старший зубной техник распределеляет среди сотрудников работу, поступившую из клиники. готовые орто-донтические аппараты и приспособления сдают старшему тех¬нику за час до окончания рабочего дня. старший зубной техник проверяет качество их выполнения и передает аппараты старшей медицинской сестре для распределения среди врачей. если изготовление аппарата задерживается, то старшая медицинская сестра отделения или кабинета заранее предупреждает об этом ортодонта.
объем работы зубного техника-ортодонта определен едины¬ми ведомственными нормами времени на зуботехнические работы, включающими изготовление ортодонтических аппаратов и зубочелюстных протезов, а также нормы времени на выполнение отдельных технологических операций.
ортодонты, стремясь улучшить и ускорить процесс лечения, применяют новые функциональные и механические методы, внедряют в практику сложные конструкции ортодонтических аппаратов. их изготовление занимает более длительное время и приводит к перегрузке зуботехнической лаборатории, что следует учитывать при планировании работы. каждый зубной техник должен регистрировать выполняемые работы и подво¬дить итог в виде ежемесячного отчета о проделанной работе и расходе материалов. для учета расхода материалов целесообраз¬но использовать дубликат заказа-наряда, который передают из зуботехнической лаборатории в ортодонтический кабинет. после припасовывания аппарата и передачи его больному ортодонт должен приложить заказ-наряд к ежедневной форме учета своей работы. далее эти документы поступают к статистику. старшая медицинская сестра поликлиники сверяет ежемесячные отчеты о работе ортодонта и зубного техника. оплата труда зубного техника проводится за счет первой статьи бюджета. в учрежде¬ниях, находящихся на хозрасчете или финансируемых за счет специальных средств, оплата его труда проводится по сдельно-премиальной системе. для обслуживания ортодонтического кабинета или отделения выделяют зубных техников и закреп¬ляют их для постоянной работы по ортодонтии.

  >

  Яндекс.Метрика