Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

Впервые ранний детский аутизм (РДА) описан Л.Каннером в 1943 г. и ИАспергером в 1944 г.

Распространенность - 30-40 случаев на 100 000 детей, у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Аутистические расстройства относятся к группе общих расстройств психического развития, характеризующихся качественными аномалиями в социальном взаимодействии и общении, ограниченным, стереотипно повторяющимся набором интересов и деятельности. Выделение этой группы расстройств в качестве самостоятельной до настоящего времени остается дискутабельным. Требуется проведение дифференциальной диагностики с ранними детскими формами шизофрении и ядерными формами расстройств личности (аутистической или шизоидной психопатией). Раннее начало детского аутизма и его клинические проявления типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения детского аутизма (синдрома Каннера) к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.

Проявления РДА имеются в первые 3 года жизни, при этом обычно не бывает предшествующего периода нормального психического развития. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка развития инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аугистическое поведение в целом. Особенностями РДА являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т.е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или быть резко извращенными. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.

Всегда выявляются качественные нарушения социального взаимодействия, вызванные отсутствием у ребенка адекватных эмоциональных реакций на эмоции окружающих и серьезными затруднениями в общении. Это проявляется в отсутствии социального использования имеющихся речевых навыков и уклоняющемся поведении при попытках окружающих вступить в контакт.-Поведение стереотипное, отмечается стремление устанавливать раз и навсегда заведенный порядок в привычках и играх. Детям с аутизмом не хватает инициативности и творчества в организации досуга.

После достижения ребенком возраста 5-6 лет проявления синдрома аутизма частично компенсируются и сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома аутизма возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз. Отмечаются страхи, нарушения сна и приема пищи, возможны вспышки раздражения и гнева. Имеет место склонность к самоповреждениям (кусание рук, особенно запястий), чаще наблюдаемая при умственной отсталости.

К., 4 года 7 мес, страдает ранним детским аутизмом. Речь отсутствует, инструкции не выполняет. Преобладает отрицательный фон настроения. При невыполнении ее желаний начинает кричать. Симбиотическая связь с мамой. Навыки самообслуживания отсутствуют. Трудности с горшком, сама в туалет не просится. Ложкой не пользуется, из чашки пьет. В игрушки не играет, обнюхивает предметы, скрипит зубами. При дискомфорте наблюдается аутоагрессия: стучит головой о стену, кусает кулаки или бьет ими по голове.

М., 7 лет, страдает тяжелой формой раннего детского аутизма. Поведение отличается крайней дезорганизованностью, хаотичностью, отсутствием произвольной, спонтанной деятельности, практической невозможностью произвольного сосредоточения. Экспрессивная речь отсутствует, импрессивная речь доступна; может выполнять простые инструкции. Большое количество моторных и звуковых стереотипии (раскачивание тела назад и вперед, маховые движения руками, хлопанье в ладоши, бормотание). Навыки самообслуживания практически отсутствуют. Существует симбиотическая связь с отцом, в его присутствии и при его поддержке может писать и читать, при этом проявляя высокие интеллектуальные способности, хорошую память и способность анализировать собственное состояние. С 6 лет с мальчиком проводилась психологическая коррекционная работа по эмоциональному и интеллектуальному развитию, принесшая заметные результаты, однако уровень его социально-бытовой адаптации до сих пор крайне низок. Предоставленный сам себе, он слоняется по комнатам, раскачивается, засовывает в рот попадающиеся под руку предметы.

Проявления дефекта при аутизме меняются в зависимости от возраста ребенка, но и в зрелом возрасте сохраняются социальные проблемы, проявляющиеся в трудностях общения и ограниченности интересов. При аутизме наблюдаются разные уровни умственного развития, но в 3/4 случаев выявляется умственная отсталость.

Выделяют атипичный аутизм, который отличается возрастом начала и отсутствием одного из признаков (социального взаимодействия, общения, ограниченного стереотипного повторяющегося поведения). Атипичный аутизм возникает у детей с глубокой умственной отсталостью.

Выделяют органический вариант раннего детского аутизма. Очерченные проявления этого аутизма наблюдаются в раннем и дошкольном возрасте.

Синдром Ретта - прогрессирующая энцефалопатия, встречающая¬ся почти исключительно у девочек; описана А.Реттом в 1966 г. Распространенность 1:10 000-15 000 детского населения.

При синдроме Ретта после периода нормального развития в раннем возрасте появляется парциальная или полная потеря мануальных навыков и речи. Это сопровождается замедлением роста головы. Начало заболевания приходится на 7-24-й месяцы. Социальное и игровое развитие задержано, но сохраняются социальные интересы. Диагноз основывается на отсутствии целенаправленных движений рук, замедлении роста головы, атаксии, стереотипных движениях по типу «мытья рук». Ухудшение двигательных функций в динамике подтверждает диагноз.

Синдром Аспергера клинически напоминает типичный аутизм, но отличается сохранной интеллектуальной деятельностью. Диагноз основывается на наличии качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных повторяющихся стереотипных формах поведения, интересов и занятий при достаточно сохранной интеллектуальной деятельности.

Этиология и патогенез

Общепринятой концепции этиологии и патогенеза РДА не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы - теории психогенеза и биологические теории.

Теории психогенеза в качестве приоритетных рассматривают взаимодействие в системе мать-ребенок, которое неразрывно связано с различными раздражителями, столь необходимыми для созревания функций ЦНС. Значение придается отсутствию в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания.

Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них является генетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют данные о конкордантности по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов. По данным разных авторов, она колеблется от 36 до 89%, в то время как в парах дизиготных близнецов равна нулю. Несмотря на наличие столь убедительных данных о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма механизм наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположенности к нему.

12Следующая »

>

Источник: www.eurolab.ua

  • Кариес зубов. Общее представление
  • Поддесневой зубной камень
  • Перикоронит
  • Зубная боль: первая помощь
  • Острый глубокий кариес
  • Повышенная чувствительность (гиперестезия) зубов
  • Первичный билиарный цирроз печени
  Яндекс.Метрика